Сериал "Плевако": Обзор и анализ современности
С момента своего выхода в 2024 году сериал "Плевако" под руководством Анны Матисон стал настоящим объектом обсуждений как с реди профессиональной критики, так и среди аудитории. Сюда в главных ролях можно увидеть таких артистов, как Сергей Безруков, Николай Шрайбер, Ольга Лерман и Мария Смольникова. Тем не менее, за этим ярким актерским составом скрывается произведение, по которому мнения расходятся как море на горизонте: одни восхваляют его смелость, другие же настоятельно критикуют. Давайте более детально рассмотрим, что же на самом деле из себя представляет этот проект.
Сюжет: лубок вместо исторической драмы
Заявленный как основанный на реальных событиях, сериал "Плевако" быстро расставляет все точки над "і". С первых минут становится ясно, что сохранение исторической достоверности — не основная задача создателей. История о великом юристе Фёдоре Никифоровиче Плевако претерпела значительные изменения, превращаясь в своеобразный кинокомикс с добавлением элементов боевиков, мистики и несуразной романтики. Главный герой, перетасованный в Николая Фёдоровича (что, похоже, сделано для упрощения восприятия), предстает перед зрителями как современный супергерой, обладающий навыками паркура, кунг-фу и другими удивительными способностями.
История начинается с довольно абсурдной сцены о похоронах матери, которые проводятся Плевако по языческому обряду. С этого момента он погружается в подпольные бои без правил, словно пытаясь заявить о своей силе. Вернувшись в Москву, главный герой начинает заваривать водоворот событий, ведя громкое дело об убийстве аристократа. Каждая серия становится ареной для судебных разбирательств, где главные герои применяют дедукцию и свои учёные знания и даже создают 3D-проекции прошлых событий. Такие моменты перемежаются с акробатическими трюками, создавая причудливый сплав исторического фарса и динамики типа "Матрицы".
Историческая достоверность: жертва постмодернизма
Куда важнейшим вопросом является дилемма исторической достоверности сериала, и здесь его критики не оставляют камня на камне. Яркий пример — антагонистом становится обер-прокурор Святейшего Синода Константин Петрович Победоносцев, который начинает вмешиваться в уголовные дела, что вызывает недоумение, ведь Святейший Синод во времена Плевако занимался исключительно духовными делами и цензурой. Не остается без вопросов и регулярное пересечение героев по Москве, так как место службы Победоносцева находилось в Санкт-Петербурге. Авторов, видимо, не особенно интересовали факты из истории — в их представлении XIX век напоминал современную Москву с её идеальными транспортными магистралями.
Другой антагонист, промышленник Демидов, изображается карикатурным злодеем, который разрывает посуду и угнетает свою жену. Такой подход делает персонажа практически шаблонным и незаметным на фоне более яркого главного героя, запутывая зрителя в его однообразной мизантропии.
Проблемы адаптации: западные штампы на русской почве
Каждый, кто смотрел сериал, заметил, насколько легко возникают параллели с западными проектами. В отличие от таких успешных лайфхака, как "Линкольн" или "Банды Нью-Йорка", которые аккуратно адаптируют содержание и дух исторических событий, "Плевако" откровенно тянет за собой нехитрый сюжет, более схожий с небрежно переведенным комиксом. Выполненные в духе современных трендов, некоторые детали выглядят комично: помощник Плевако внедряет в разговор английские слова, а сам герой с гордостью подчеркивает свою калмыцкую идентичность, в то время как его слова звучат как из уст героев Marvel.
Отметим, что сильно воздействует феминизм и культурный марксизм — они проявляются в образах независимых и сильных героинь, у которых порой реплики звучат как лозунги из Twitter. Вместо глубокой проработки характеров создатели прибегают к клише, что не совместимо с заявленной амбицией проекта.
Кастинг и актерская игра
Не смотря на все сценарные неувязки, актерский состав не оставляет равнодушным. Сергей Безруков, образ которого хорошо вписывается в роль харизматичного юриста, иногда переигрывает в сценах, требующих глубины ощущения. На фоне него Ольга Лерман, сыгравшая Марию Демидову, безусловно, добавляет необходимую драму, однако ей явно недостает личной харизмы, чтобы её персонаж запомнился зрителям. В отличие от неё, Николай Шрайбер удачно балансирует отсутствие яркости своей партнерши, создавая образ эксцентричного мужа с насыщенной экспрессией.
Игорь Гордин, играющий Победоносцева, применяет свои театральные навыки, чтобы оживить персонажа, хотя его художественный образ страдает от сюжетных недочетов. В целом, кастинг мог бы вызвать больше восторга, если бы сценарий предложил хоть немного оригинальности.
Визуальная сторона и техническое исполнение
Несмотря на множество провалов в сюжете, визуальная реализация сериала действительно заслуживает похвалы. Прекрасно продуманные костюмы и декорации, а также качество операторской работы создают атмосферу, которая, хоть и не позволяет полностью погрузиться в XIX век, выглядит довольно эстетично. Это же касается и флешбэков; они сняты с определенным стилем, хотя, порой, могло бы быть чуть более сдержанным. Однако, начитавшись избыточной манеры, не заметишь упавшей динамики сцен, что может показаться зрителям театральным, лишенным нужной кинематографической энергии.
Итоги и выводы
"Плевако" представляется типичным продуктом современного российского телевидения — это соотношение пародийности и амбиции создать великое произведение. Авторы с легкостью стремятся угодить всем: и приверженцам исторической драмы, и фанатам боевиков, и тем, кто ценит легкий абсурд. Итогом становится эклектичный проект, способный вызвать смех и раздражение одновременно, а порой даже заинтересовать.
Задает ли вопрос стоит ли смотреть этот сериал? Если вам под силу воспринимать все недочеты сюжета и исторические несоотв етствия, "Плевако" может стать умопомрачительным развлечением. Однако ожидать глубины и точности исторических моментов не стоит. Это — больше аттракцион, чем серьезная работа, и, возможно, именно в этом кроется его истинная ценность.